Ребенок боится ходить в школу — на что обращать внимание

Дети не всегда знают, как отличить страх от тревоги

Но между ними есть существенная разница. Говорим о том, что поможет вашему ребенку справиться с распространенным страхом, который появляется в начале учебного года

Грустная девушка

Страх — это основная и важная эмоция, играющая центральную роль в нашей жизни. Он предупреждает нас о наличии опасности и подготавливает нас умственно и физически к ее преодолению. Так почему же мы не ценим его? Наше недовольство страхом связано с путаницей, которая существует между ним и тревогой.

Мы испытываем страх, когда находимся в состоянии опасности. В этом случае страх оправдан, и мы не удивимся, когда кто-нибудь скажет нам, например, что он испугался, когда увидел ядовитую змею. Тревога, с другой стороны, не является реакцией на реальную и непосредственную опасность, а возникает в результате мысли или изображения неприятной ситуации.

Мать провожает грустного ребенка в школу

К началу учебного года важно учитывать два типа тревог. Один из них — тревога разлуки, а другой — социальная тревога.

Сепарационная тревога

Это, пожалуй, одна из самых распространенных детских тревог. Как таковая, сепарационная тревога или тревога разлуки — это сильная эмоция страха перед разлучением с родителями. Дети, которые страдают от разлуки, испытывают трудности в работе, когда их родители отсутствуют. Расставание может сопровождаться криками и плачем, но иногда родители чувствуют, что у них нет выбора, кроме как расстаться со своим ребенком. Это вызывает большие страдания как у ребенка, так и у родителей. Часто бывает очень сложно ходить в школу по утрам. Трудности, связанные с такими физическими симптомами, как боль в животе, головная боль, головокружение, тошнота, диарея и рвота, — все это симптомы тревоги.

Социальная тревога

Социальная тревога появляется в дошкольных учреждениях и выражается в чувствах страха у детей, когда им нужно общаться со сверстниками. Это беспокойство обычно основано на страхе насмешек других детей и, что еще хуже, страхе, что они обнаружат, что они смущены или стыдятся (например, если кто-то увидит, как они краснеют или потеют). Тревога, возникающая в социальных ситуациях, может заставить ребенка плакать, злиться или просто замерзать на своем месте. Дети с социальной фобией часто описываются родителями как очень застенчивые, но профессионалы знают, как отличить застенчивого ребенка от ребенка с социальной тревогой. Социальная тревога занимает ​​центральную роль в жизни ребенка (из-за его социального положения в школе, кружках, молодежных движениях и т. д.), что страдания возникают почти каждый день. Поскольку социальное и эмоциональное развитие детей очень тесно связано, важно помочь детям в этой ситуации.

Школьники

Две описанные ситуации обычно требуют профессионального внимания со стороны специалистов, имеющих опыт и знания в области диагностики и лечения тревоги. Когда речь идет о тревоге, эффективное лечение может привести к довольно быстрому облегчению чувств вашего ребенка, улучшая качество его и вашей жизней. Тем не менее, у вас как у родителей также есть немало инструментов для борьбы с беспокойством у вашего ребенка.

Дети и тревога

Тревога является очень распространенным явлением у детей, хотя не всякое беспокойство является психологическим расстройством. Важно различать нормальное и типичное беспокойство по поводу возраста ребенка и патологическое беспокойство. Дети обычно не знают разницы между страхом и тревогой — они не скажут нам, что «чем-то обеспокоены» — они просто скажут, что напуганы.

Когда мы видим, что наш ребенок боится чего-то, мы как родители не всегда знаем, как реагировать.

Имперские пингвины

Дайте понять, что они не являются исключительными. Больше всего дети хотят чувствовать себя нормально, «как все». Да, может быть, мы все такие, но у детей это чувство сильнее. Нормализация этого явления и формирование понимания того, что многие дети испытывают беспокойство и что это на самом деле вполне нормально, — это одно из первых действий. У ребенка не должно создаться впечатление, что он сумасшедший или необычный, и это позволит ему раскрыться и поговорить с родителями о том, как он себя чувствует в разных ситуациях. Когда нашему ребенку трудно, потому что он чего-то боится, но он знает, что об этом можно говорить, что он не сумасшедший или странный — тогда мы уже сделали шаг в правильном направлении.

Шкала страха: научите вашего ребенка оценивать интенсивность эмоций, которые он испытывает в различных ситуациях. Понимание эмоционального рейтинга позволяет детям видеть эмоциональные оттенки, которые существуют между различными чувствами. Существует значительная разница между ребенком, который знает, как сказать, что он «чувствует страх в 5-6 баллов», и ребенком, который просто говорит, что он напуган. Это дает ребенку и родителям лучшее чувство контроля и уменьшает беспокойство.

Этот метод не подходит для маленьких детей, которые еще не знакомы с числами. В такой ситуации можно использовать объекты, которые иллюстрируют количество: например, один шар — это немного страха, 2 шара — немного больше и так далее. Таким образом, мы не только разговариваем с нашими детьми о том, что они чувствуют, но и предлагаем приятную и забавную игру.

Мать и ребенок разговаривают

Не позволяйте фактам сбивать вас с толку. Тревога не обязательно основана на реальных событиях опасного характера. Но это не означает, что ваш ребенок лжет, фантазирует, изобретает или преувеличивает.

Учитывайте фактор времени. Когда страх или беспокойство подавляют нас своей силой, разговоры не всегда работают и могут даже расстроить еще больше. Характер беспокойства таков, что он всегда начинается с силой и снижает интенсивность в течение относительно короткого времени. Дайте своему ребенку понять, как это работает, чтобы он знал, чего ожидать. Поговорите с ним о тревоге, когда он чувствует себя спокойно и комфортно, так чтобы в будущем, если он столкнется с неприятными чувствами, он знал, в каком направлении двигаться для их преодоления.

Контроль уменьшает страх. Очень важно понимание того, что наши мысли могут заставить нас чувствовать себя по-разному. Спросите ребенка, который обеспокоен или напуган чем-то, как он интерпретирует происходящее в его мире. Цель здесь двоякая: с одной стороны, позволить ребенку понять, что он думает и как это влияет на то, что он чувствует. С другой стороны, научить его тому, что иногда мы можем «спорить» с нашими мыслями.

Не избегайте помощи профессионалов. Поскольку сильные тревоги не проходят бесследно, важно получить профессиональное мнение от специалистов, которые глубоко понимают диагноз и могут найти верный способ лечения тревоги у детей. Такой человек может выполнить профессиональную и надежную оценку ситуации ребенка и того, как вмешаться, если в этом вообще есть необходимость. Не стесняйтесь обращаться к профессионалу. Лечение тревоги не должно быть очень длительным — иногда работа с квалифицированным и опытным специалистом в этой области обычно целенаправленна и относительно коротка.

Ури Меламед, эксперт-психолог, психотерапевт и соучредитель центра развития социальных навыков