Социальные навыки — это то, чему можно научить в раннем возрасте?

Знают ли ваши дети, как сделать и получить комплимент?

Им удается наладить связи с другими детьми? Дети с отличными социальными навыками получают значительные преимущества в жизни. Вот как можно помочь вашим детям улучшить их

Двое друзей обнимаются

Иногда кажется, что некоторые дети родились с особенно успешными социальными навыками, в то время как другие постоянно борются с этой проблемой. Некоторые дети легко заводят дружеские отношения, в то время как другие одиноки. У некоторых детей есть самоконтроль, в то время как у других характер слабее. Короче говоря, дети сильно отличаются друг от друга, но с одной стороны, все согласны с тем, что более социально компетентные дети имеют преимущество, которое затрагивает многие сферы жизни.

Эффективное общение является одним из ключевых компонентов социального успеха. Социальное общение — это язык. Через общение дети получают возможность выразить свою уникальность, свои интересы, свои ценности, свои проблемы. Самовыражение является ключевым вопросом в общении между детьми, и его важно укреплять и улучшать.

Девочка поощряет грустного мальчика

Мы хотим научить детей, как представлять себя, как развивать диалог и многому другому. Дети с социальными трудностями выбирают неправильные стратегии общения с другими детьми. Например, они могут хвастаться и пытаться привлечь внимание со стороны других детей, что может привести к отказу со их стороны. Кроме того, они могут принять неактивный подход, который приведет к игнорированию.

Приобретение коммуникативных навыков позволяет детям ощутить социальный успех и сподвигает их на дальнейшее развитие навыков: успех способствует успеху.Родители и педагоги сразу видят, когда ребенок ведет себя ненадлежащим образом, и зачастую первая реакция — это критика ребенка. Навыки обучения — гораздо более эффективный подход, чем критика — как для ребенка, так и для его родителей.

Что отличает меня?

Хотя каждый ребенок уникален и отличается от других, между ним и его группой есть еще много общего. В разных возрастах и, конечно, в начальной школе — общие интересы представляют собой значимый социальный «клей», который связывает разные части группы. Чтобы занять свое место в группе, ребенок должен знать, что в нем особенного. Составьте с вашим ребенком список: что особенного в нем и что его характеризует. Это могут быть внешние характеристики, интересы, что-то в вашем доме, семье и т. д. Теперь выясните, есть ли дети, которые имеют схожие характеристики.

Дети замаскированы под героев, держась за руки

Что для меня важно?

У каждого из нас есть свои ценности. У детей тоже есть свои ценности, что-то, что важно и значимо для них. Поговорите со своим ребенком о том, что для него важно в окружающем его мире: если он сосредоточены только на игрушках, сладостях или других материальных вещах, постарайтесь помочь им. Спросите, существуют ли мнения и рекомендации, которые они ценят. Конечно, не забудьте настроить уровень разговора в соответствии с возрастом ребенка. Теперь вы можете узнать, что дети знают о своих ценностях. Это улучшает самосознание и знакомство с окружающей средой.

Дать комплимент

Оценка для другого очень важна. Почему? Потому что таким образом мы чувствуем себя лучше.

Поговорите со своим ребенком и выясните, какие комплименты он может дать окружающим его детям: в семье, на уроке или в классе. Прежде чем давать кому-то комплимент, мы решаем, кого мы хотим похвалить, что хотим сказать, проверяем, чтобы это что-то было приятным. И наконец, мы подумаем о том, как сказать это и в каком тоне, чтобы это звучало реально и правдиво. В конце концов, комплимент, который не кажется реальным, не будет восприниматься как комплимент.

Получить комплимент

Многие дети (и взрослые) испытывают смущение, когда им делают комплименты, и смущение часто воспринимается как неприятная эмоция. Иногда мы можем даже сомневаться в достоверности — действительно ли мне хотели сделать комплимент? С другой стороны, довольно немногие дети не любят быть в центре внимания и считают, что это может нанести им социальный вред. Лучший способ получить комплимент — сказать «спасибо» и ответить комплиментом. Тренируйтесь с вашим ребенком в получении комплиментов.

Девочка смотрит на двух хихикающих девушек

Познакомьтесь с другими детьми

Чтобы иметь возможность ладить с разными типами людей, нам нужно знать их и то, что делает их особенными, что характеризует их, их ценности и интересы. Попробуйте потренироваться с вашим ребенком на именах различных детей в его окружении (из класса, кружка или любого другого социального окружения) и посмотрите, что он знает о разных детях. Спросите его, что он знает о себе. Это можно практиковать даже дома с членами семьи или кем-либо еще, кто захочет сотрудничать с вами.

Несмотря на все это, не делайте ошибку, думая, что ребенок должен адаптироваться к каждому ребенку в своем окружении и прилагать бесконечные усилия для создания отношений. Когда навыки не отвечают растущим социальным потребностям нашего ребенка, нам необходимо знать, где и каким образом вмешиваться. Конечно, работа, выполняемая родителями, чрезвычайно важна, но школа (педагог и консультант) также играет ключевую роль в создании хорошего социального климата и разработке мероприятий, направленных на стимулирование такого климата. Объединение усилий педагогов и родителей — верный путь к эффективному развитию социальных навыков у детей.

Ури Меламед является опытным педагогом-психологом, психотерапевтом и основателем Центра развития социальных навыков.