Неясно, кто виноват в таких взглядах
Исследователи, обнаружившие этот тревожный паттерн, говорят, что если мы научим наших детей, что залог успеха — это тяжелая работа, а не обязательно способности, все может выглядеть иначе. Какова роль СМИ и общества в восприятии детей себя?
Если вы думаете, что мужчины и женщины начинают иметь дело с образами и стереотипами только в подростковом возрасте, вы ошибаетесь. Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Science, уже к шести годам девочки думают, что мальчики умнее. Исследователи утверждают, что многие женщины усваивают эти стереотипы на протяжении всей своей жизни и поэтому меньше обращаются к таким профессиям, как наука, технология, инженерия и математика (также известная как STEM).
Для большинства из нас стереотип о том, что мужчины умнее женщин, может показаться старым, но он все еще жив и здоров. Например, в различных опросах по этой теме мужчины оценивали свой интеллект выше, чем женщины, а в одном из исследований мужчины имели тенденцию переоценивать способности студентов-мужчин по сравнению со студентками колледжа. Эти данные могут больше не удивлять нас, но теперь выясняется, что они просачиваются в мозг детей в самом раннем возрасте.
Американская команда исследователей пыталась выяснить, почему относительно мало женщин обращаются к науке. С этой целью они изучили предрассудки о способностях на самых ранних стадиях, и могут ли они повлиять на самооценку и выбор профессии в дальнейшем.
«Мы можем думать, что стереотипы начинаются в колледже, но многие исследования в области развития говорят о том, что дети также получают социальные сигналы», , сказал в интервью американскому общественному радио (NPR) Андрей Симпиан, профессор психологии из Нью-Йоркского университета, который принимал участие в исследовании.
Исследователи провели серию тестов на четырехстах детях, задавая вопросы о мудрости и способностях. Затем исследователи показывали детям фотографии четырех взрослых — двух мужчин и двух женщин — и просили их угадать, кто это был.
В возрасте пяти лет и мальчики, и девочки выбирали персонажей, принадлежащих к их полу, но у шестилетних детей все изменилось. В то время как шестилетние мальчики продолжали выбирать персонажей мальчиков, шестилетние девочки также имели тенденцию выбирать мальчиков.
В другом сценарии детей попросили выполнить задание, которое было обозначено как «для очень умных детей». В возрасте пяти лет и мальчики, и девочки одинаково наслаждались этим занятием, но в возрасте 6 и 7 лет девочки перестали его выбирать.
Здесь тоже виноваты СМИ?
Стереотипы оказывают непосредственное влияние, и в долгосрочной перспективе это удержит многих женщин от выбора профессии, которая, по их мнению, требует блестящего ума.
По словам исследователей, результаты показывают, что с раннего возраста дети могут подвергаться гендерным стереотипам о том, какие виды деятельности подходят для мальчиков, а какие — для девочек.
«Такое восприятие, кажется, удерживает девочек от определенных видов деятельности, предназначенных для очень умных детей», , делится психолог из Университета Иллинойса Линн Биан, добавив, что эти сообщения проходят через средства массовой информации, через друзей, учителей и родителей.
Исследователи добавили, что эти представления воспринимаются в раннем возрасте и влияют на карьерные решения женщин на более позднем этапе. «Они, вероятно, не считают себя блестящими, и когда они достигнут совершеннолетия, будет очень трудно убедить их в обратном. Мы должны начать работать над изменениями в раннем возрасте».
«Удивительно, что в возрасте шести лет мальчики и девочки говорят по-разному», , говорит Спена Чирн, профессор психологии в Вашингтонском университете.
Элисон Гопник, эксперт по психологии в Калифорнийском университете в Беркли, рассказала журналу Atlantic Magazine: «Паттерн, обнаруженный в исследовании, соответствует другим исследованиям, которые указывают на развитие стереотипов в возрасте около шести лет».
Успех связан с тяжелой работой
Хотя исследование не может объяснить, как эти сообщения передаются детям или как их можно изменить, исследователи планируют долгосрочное исследование детей с изучением таких факторов окружающей среды, как воздействие средств массовой информации и родителей, чтобы попытаться предсказать вклад факторов, влияющих на развитие стереотипов в таком молодом возрасте.
«Стереотипы касаются того, кто на самом деле обладает внутренними способностями», , прокомментировали исследователи. , Если бы дети были подвержены идее, что успех связан не с определенными способностями в нас, а с тяжелой работой, возможно, эти стереотипы утратят свою остроту». Кроме того, следует изучить влияние подверженности девочек положительным примерам для подражания и выяснить, могут ли они слегка смягчить существующие представления.