Череда спортивных неудач: как помочь ребенку пережить трудности

Череда спортивных неудач: как помочь ребенку пережить трудности

Снова проигрыш&#8230, Да что ж такое-то! Ну почему так не везет?! Перед кем мы так провинились?! Кто нас наказывает?! Как выйти из этого заколдованного круга?! Стойте, стойте. В фундаменте любого поражения можно найти что угодно, но только не неудачу. Об этом и многом другом — в нашей статье.

Неудача, невезение&#8230,

Спортивная неудача

Когда мы начинаем говорить о спортивных неудачах, мы сразу же попадаем в ловушку. Она спрятана в самом слове «неудача» — произнося его, мы подсознательно настраиваемся на то, что в поражении не было нашей вины. Просто не повезло. Не было удачи. Неудача!

Однако на самом деле в любом поражении «виноват» только сам человек. И никакая удача здесь ни при чем. В конце концов, «удача» — это на 100% эфемерная категория, несуществующий элемент человеческой деятельности, великолепный способ оправдаться и защититься от правды.

«Почему я наступил на развязанный шнурок, упал и занял последнее место? Может быть, я не проверил обувь перед стартом, неправильно завязал узел, был невнимателен? Да нет, ерунда — мне просто не повезло».

Возможность спрятаться за некую магическую, потустороннюю силу (удача, везение, случай) с большой охотой применялась человечеством во все времена. И сегодня, когда по улицам ездят беспилотные автомобили и исследовательские аппараты садятся на астероиды, человек по-прежнему заявляет: «Мне не повезло». Нам кажется, что мы сильно отличаемся от наших тысячелетних предков, но, по сути, человеческая природа осталась все той же. Нам по-прежнему «везет» или «не везет».

Вуду-приемы или реальная помощь

Если ваш ребенок вошел в череду спортивных «неудач», мы ни в коем случае не должны применять к нему эти фантастические вуду-приемы из далекого прошлого, программируя его сознание, говоря: «Тебе просто не повезло». Так же как сегодня мы лечим болезни лекарствами, а не танцами с бубном. Так и в случае с психологической поддержкой, мы не должны ссылаться на неких виртуальных богов везения и невезения, а оказывать реальную помощь.

Примеры такой помощи:

  • Поговорите с ребенком о происходящем. Пусть он попробует ответить на вопросы «Что привело к тому, что я проиграл?», «Чего я не сделал?», «Чего я не учел при подготовке?». Важно найти настоящую причину поражения. Она всегда есть!
  • Отношение к произошедшему у ребенка должно быть сформировано таким образом: «Я проиграл вследствие допущенных ошибок и неточностей», «Тот, кому я проиграл, меньше ошибался, или не ошибался вовсе, и поэтому победил».

Очень важно при этом иметь сильного, грамотного тренера, который будет анализировать поражения именно с вышеназванных позиций. Если же тренер говорит вам, родителю, «Ну, сегодня не повезло, в следующий раз получше будет», — это повод задуматься. Кстати, это отличный способ понять, к хорошему вы попали тренеру или не очень.

А здесь ты был молодцом!

Спортивная неудача

Важно объяснить ребенку, что любое поражение — это не конец света. Ни одно соревнование, даже Олимпийские игры, не проводится один-единственный раз. Любой проигрыш — это шанс проанализировать свои ошибки, стать лучше и победить через месяц, полгода, год&#8230,

Но анализ ошибок не должен быть единственной составляющей. Крайне важно находить и хорошие моменты. При этом хорошо, если позитивные и негативные выводы после поражения будут идти в пропорции примерно 50/50.

Например, хорошо, если вы вместе с ребенком придете к следующим выводам:

  • Я проиграл, потому что пропустил тренировку в прошлую среду, а на ней были очень важные упражнения.
  • Я хорошо прошел первую половину дистанции, потому что я много тренировался для этого. Теперь нужно работать над второй половиной.
  • Я знаю, что если бы я лучше подготовился, я бы победил. Сегодня я уступил действительно сильному сопернику, он был лучше меня. Но в следующий раз все будет иначе!
  • Я проиграл, потому что не соблюдал режим питания перед соревнованиями.

Над чем работать

Очень важно вместе с ребенком определить так называемые «реперные точки» в его подготовке. Иными словами, нужно определить конкретные причины поражения и исправить их.

Рассмотрим примеры. К поражению привели:

  • «Несоблюдение режима сна».
  • «Несоблюдение режима питание».
  • «Пропуск трех тренировок за последний месяц».

После определения конкретных причин, следует полностью устранить их при подготовке к следующим соревнованиям. И когда ребенок выступит на следующих соревнованиях лучше, он сразу же осознает, насколько важны эти моменты — к которым он, возможно, всегда относился несерьезно. Это великолепный педагогический прием, который как ничто другое развивает в ребенке самостоятельность, ответственность и сознательность.

Заключение

Когда ребенок сталкивается с чередой поражений, мы должны оказать ему реальную помощь, а не, образно говоря, закрыть его глаза руками и твердить «не бойся, я с тобой». Запомните: никаких магических ритуалов в стиле «не повезло»!

Мы должны применять только адекватный, пошаговый разбор причин поражения. Важно делать реальные шаги к исправлению ситуации. Нужно ставить перед ребенком конкретные задачи и вместе достигать их (он — работой, вы — контролем), получая на выходе положительный результат в виде побед.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: