Социальные навыки являются одним из значимых факторов успеха ребенка
Вы, как родители, можете помочь своим детям, если они испытывают трудности социализации
Без сомнения, когда мы правильно понимаем социальные ситуации, обладаем хорошим самоконтролем, способны правильно общаться и знаем, как справляться с конфликтами, жить становится легче.
Дети с социальными трудностями всегда были и будут. В наше время социальные сети являются основным виновником — Whatsapp, Facebook, Snapchat и т. д. , каждая из них сегодня воспринимается как родителями, так и многими детьми как один из факторов, пагубно влияющих на социальное функционирование многих детей. Конечно, некоторой степени это верно, однако это всего лишь симптом более широкой проблемы и, конечно, не новой.
Можно ли помочь детям с социальными проблемами? Даже желательно. Хотя многие факторы социального развития детей кажутся врожденными (например, детский темперамент), окружающая среда ребенка оказывает огромное и существенное влияние на структуру его или ее социального развития. Многие исследования показывают, что застенчивые дети могут стать более общительными и уверенными в себе, агрессивные дети могут научиться самоконтролю, а дети, находящиеся в социальной изоляции, могут научиться заводить друзей.
Сегодня большинство специалистов считают, что человеческое поведение приобретается в течение жизни на фоне генетической предрасположенности каждого человека. Другими словами, поведение человека можно корректировать в пределах возможных дефектов каждого из них.
Социальные способности детей напрямую связаны с их эмоциональным развитием. Многие профессионалы считают, что способ, которым ребенок социально вовлечен, неразрывно связан с тем, как он или она чувствует эмоции. Нет сомнений в том, что у детей с лучшими социальными навыками есть преимущество, которое сопровождает их на протяжении всей их жизни: они познают преимущества позитивных отношений, наряду с лучшей работой в школе, имеют более позитивный имидж и, как правило, обладают устойчивостью и гибкостью в решении жизненных проблем.
Замкнутый круг страданий и стыда
Будучи взрослыми, мы считаем, что быть умным очень важно. Но если вы спросите своего ребенка, вы обнаружите лишь частичное согласие с тем, что важно быть умным (мальчики часто говорят еще и о силе). Для детей действительно важно общаться и взаимодействовать с другими детьми. Понимание другого является важной и центральной способностью детей на пике их эмоционального и социального развития. Когда ребенок понимает поведение других детей, он на самом деле понимает, как его поведение может повлиять на них. Дети могут действовать таким образом, чтобы разозлить другого или вызвать чувство симпатии.
Дети часто могут чувствовать себя беспомощными и смущенными тем, как среда реагирует на них. Когда дети испытывают социальный успех, они начинают верить, что они действительно социально успешны, что, в свою очередь, разовьет позитивную самооценку и растущее чувство уверенности в себе. Когда этот процесс по какой-то причине идет не так, дети могут чувствовать себя огорченными, стыдиться и часто неохотно рассказывать родителям о своем социальном положении. Конечно, чем моложе дети, тем проще им делиться, но с годами они могут стать более замкнутыми. Обеспокоенные родители видят, что их дети не встречаются с друзьями и испытывают социальную изоляцию, но не понимают, как могут помочь своим детям улучшить их социальные связи. С другой стороны, дети часто испытывают беспомощность и стыд из-за своего положения и чувствуют, что сами находятся в ловушке, и даже не могут рассказать о своем социальном положении своим близким.
Здесь начинается магический круг социальных навыков. В ситуации, когда ребенок находится в социальной изоляции, он на не «практикуется» в совершенствовании своих социальных навыков,. В конечном итоге это приводит к растущему социальному разрыву между ним и другими детьми и увеличивает трудности в создании социальных связей.
В целом, социальные трудности можно разделить на две группы: активную группу и спокойную группу. В активной группе мы видим детей, пытающихся установить социальные связи, но они делают это неправильно. Многие дерутся, кричат, злятся и выражают себя через истерики. Эта группа определяется самой школой как «проблемная». В спокойной группе дети чувствуют себя менее дружелюбными по отношению к окружающей среде, кажутся «тихими». Они мало общаются со своими сверстниками, робки и пассивны, не могут противостоять своему гневу и испытывают трудности с его выражением. Эти дети не определены школой как проблематичные, обычно из-за того, что они «невидимы».
Как помочь ребенку с социальными проблемами?
Желательно помогать детям с социальными трудностями. Общение с преподавателем в классе и школьным психологом является первым шагом в попытке оценить состояние ребенка.
В целом, работа с детьми для приобретения положительных социальных навыков через группу является наиболее распространенным и рекомендуемым методом. В то же время важно понимать и адаптировать ход действий к потребностям ребенка, а не наоборот. Хотя групповая терапия для улучшения социальных навыков считается наиболее эффективной, некоторые дети нуждаются в индивидуальном вмешательстве, по крайней мере, на начальном этапе. Помимо профессиональной помощи через терапию, мы, родители, можем помочь нашим детям практиковаться и улучшить социальные навыки. Особенно, когда дети еще маленькие и позволяют нам видеть их во время игры, мы можем вмешиваться и учить их другим способам игры и отношениям с другими.
Ори Меламед, педагог-психолог, психотерапевт и соучредитель центра развития социальных навыков.