Случается, что за пару дней до соревнований ребенок внезапно заболевает. Если подобная ситуация регулярно повторяется, то это не просто совпадение, а реальная проблема. И ее причины могут скрываться в психосоматике.
Что такое психосоматика
Этим термином обозначается взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и реакцией организма на них. Греческие философы первыми обратили внимание на то, что физическое здоровье напрямую зависит от психологического состояния. Спустя столетия их догадки нашли подтверждение в трудах Ф. Данбар, Ф. Александер и Э. Вейсс. В первой половине 20 века эти ученые занимались проблемами психосоматической медицины.
Нервная система влияет на работу всего организма, и спортсмен ощущает это как никто другой. Волнение, которое он испытывает перед соревнованиями, ослабляет иммунитет. В таких условиях высок риск подхватить инфекцию или получить обострение хронического заболевания. Тело попросту не справляется с давлением, которое оказывает на него психика. В итоге ребенок может жаловаться на боль даже при отсутствии травм и повреждений.
Какие факторы запускают психосоматическую реакцию
Причины, вызвавшие болезнь, могут быть самыми разными. Они делятся на внутренние и внешние. Первые — это определенные черты характера, особенности работы нервной системы, эмоциональные реакции и прочее.
Внешние причины относятся к обстановке, в которой живет спортсмен. Подход к решению проблемы зависит от того, какие именно факторы спровоцировали неблагоприятное состояние.
Внутренние причины
Чувствительные дети особенно остро ощущают влияние волнительной атмосферы, предшествующей игре. Им свойственны тревожность, повышенная критичность к себе и нездоровая самооценка. Любое публичное мероприятие превращается для них в источник огромного стресса.
Необходимо сформировать у ребенка правильные взгляды на турнир. Задача родителей и тренера — привить ему более спокойное отношение к состязаниям. Выходя на корт, спортсмен должен испытывать уверенность и интерес к своему делу. Нервозности нет места как на соревнованиях, так и на тренировках. Поэтому следует избегать ситуаций, создающих излишний стресс. Нельзя ставить перед детьми недостижимые цели, а потом понукать их неоправданными ожиданиями. Такое воспитание вызовет лишь отвращение к игре.
Не стоит бояться, что у юного спортсмена не разовьются нужные черты характера. Со временем его психика окрепнет без каких-либо вмешательств. А сам спортсмен станет увереннее в себе и оставит переживания в прошлом.
Внешние причины
Здесь источниками давления обычно выступают родители и тренер — люди, имеющие наибольший авторитет в детских глазах. Они допускают несколько типичных ошибок:
- неправильная расстановка приоритетов,
- ожидание сиюминутных результатов,
- предъявление завышенных требований,
- деструктивная установка на определенный исход турнира (победа у конкретного соперника, выход в полуфинал и т.д.).
Тренеры с опытом знают, что ранние успехи — вовсе не гарант будущих достижений. В 10 лет ребенок должен учиться преодолевать неблагоприятные ситуации, которые поджидают его на чемпионатах. У него еще будет время, чтобы разучить более сложные приемы и программы.
На этом этапе не имеет значения, выиграл спортсмен или проиграл. Полученный опыт соперничества куда ценнее медалей и дипломов. Нельзя зацикливаться на проигрыше и рассматривать его как нечто позорное. Установка на постоянный выигрыш может иметь печальные последствия, но не все это понимают.
Наказание за плохую игру
Что уж говорить о случаях, когда детей наказывают за плохую игру. Они не понимают, в чем их вина, и не обладают жизненным опытом, чтобы возразить взрослым. Их лишают права на ошибку, а вместе с ним — и эмоционального равновесия. На его месте появляются комплексы, тревоги и неуверенность.
Многие родители поддаются азарту и накладывают на ребенка лишние обязательства. Если тренер видит подобную ситуацию, ему следует поговорить с ними. Он должен объяснить, к чему может привести такое воспитание.
Также можно найти немало примеров давления со стороны самого тренера. Но в любом случае, последствия будут такими же, как и в предыдущем случае. Ребенок попадает в систему жестких ограничений. Он то и дело слышит: «Ты должен достичь этого», «Ты недостаточно стараешься», «Ты лентяй». Граница допустимых результатов проведена предельно четко, и отклонение за ее пределы грозит наказанием.
Постепенно эти рамки проникают в повседневную жизнь. Юный спортсмен боится разочаровать окружающих и продумывает каждое свое действие. Ему требуется приложить усилия для выполнения того, что раньше было доведено до автоматизма. Ожидание чемпионата становится для него настоящим адом. И, что хуже всего, после завершения игр эта нервозность никуда не девается. Как итог — испорченное здоровье.
Подводим итог
Детская психика хрупка, и повредить ее достаточно просто. Спорт должен воспитывать характер, а не ломать его. Помните об этом и не взваливайте на ребенка груз, который ему не по силам.