Нарушения зрения – не редкость среди современных детей. Во многом причина данного явления кроется в активном применении гаджетов, которые дополнительно усугубляют чрезмерные школьные нагрузки. В большинстве случаев проблемы являются врожденными, а при соответствующем стечении обстоятельств просто начинают активно прогрессировать. Подробнее о причинах нарушения зрения у детей и способах коррекции далее.
Нарушения нормальной зрительной функции в дошкольном, школьном возрасте имеют приобретенные и наследственные, врожденные причины. Зачастую есть предрасположенность к развитию близорукости, которая прогрессирует при «благоприятном» стечении обстоятельств. По этой причине уделять внимание в начале обучения школы, во время активной гормональной перестройки организму нужно особенно внимательное. В раннем детском возрасте симптомы зачастую никак не дают о себе знать, родители запускают ситуацию, а потом решить проблему становиться очень и очень непросто. Основные патологии – близорукость, дальнозоркость, косоглазие, ложная близорукость, ленивый глаз. Возможно сочетание некоторых заболеваний – например, если не лечить косоглазие, со временем разовьется и близорукость.
Причины
Причин нарушения зрения в детском возрасте много, но все их можно поделить на две группы:
- Врожденные – развиваются во время внутриутробного созревания или передаются по наследству. Обычно свою роль играет хромосомный, генный фактор. Часто наследуется не столько проблема со зрением, сколько предрасположенность к ее развитию, сама патология дает знать о себе при неблагоприятном стечении внутренних, внешних факторов.
- Приобретенные – зрение падает по причине перенесенных заболеваний, травм, неправильного образа жизни. Негативное влияние на состояние зрительной функции оказывают системные патологии органов ЖКТ, выделительной системы, сердца, щитовидки.
Клиническая картина
Проявления проблем со зрением во многом зависят от их формы. Поводом для обращения к врачу является любое отклонение одного или пары глаз от срединной оси, когда ребенок смотрит вперед, особенно если ранее была травма, стресс. Когда ребенок во время чтения, письма, рисования слишком близко наклоняет голову к столу, это тоже повод насторожиться.
Другие симптомы:
- Желание сесть как можно ближе к телевизору,
- Закрывание одного глаза при рассматривании предметов,
- Частые моргания, прищуривания,
- Проблемы с моторикой,
- Жалобы на мигрени, глазные боли,
- Тошнота, головокружения при значительных зрительных нагрузках,
- Выделение гноя, слезоточивость,
- Острая реакция на свет,
- Разрывы капилляров.
Типы зрительных отклонений
Проблемы со зрением, встречающиеся в детском возрасте:
- Дальнозоркость,
- Близорукость,
- Ленивый глаз,
- Астигматизм,
- Косоглазие.
Рассмотрим их особенности:
- Близорукость передается от родителей или имеет приобретенный характер, механизм ее развития предполагает выраженное удлинение яблок глаза. Если ребенок посещает сад, и заболевание активно прогрессирует, узнайте, в каких условиях в ДОУ проходят занятия – возможно, в группах мало света.
- Близорукость ложного типа – мышца находится в перманентно напряженном состоянии, расслабление возможно только тогда, когда глаза находятся в покое. Дети обычно плохо видят те предметы, которые расположены на значительном удалении. Сопутствующая симптоматика – мигрени, локализующиеся в области лба, усталость. При ложной близорукости детей сажают за первые парты, иначе патология может перейти в истинную форму.
- Дальнозоркость – заболевание сопровождается нарушениями анатомической структуры глаза. Посетите врача, если ребенок при чтении постоянно отодвигает книжку от себя, жалуется на боль, красноту, усталость.
- Косоглазие – или передается генетически, или указывает на наличие системных заболеваний. Глазное яблоко отклоняется вправо или влево от центра, иногда вертикально.
- Астигматизм – врожденная патология, обуславливаемая кривизной роговицы. Ребенок практически не различает удаленные и близко расположенные предметы, глаза быстро устают. Рекомендованы занятия в группах детского сада компенсирующего вида.
- Ленивый глаз – образы получаются разными для правого и левого глаз, соединять их воедино трудно. Получается, что ребенок фактически смотрит только одним глазом, а второй функционирует частично и со временем перестает выполнять свои функции. Клиническая картина – быстрая утомляемость, резь в глазах, мигрени.
Поскольку школьники и, тем более, дошкольники не могут внятно объяснить родителям, что именно их беспокоит больше всего, нужно регулярно проходить профилактические осмотры. Офтальмолог оценит состояние зрительной системы и даст полезные рекомендации.
Классы слабовидящих детей
В медицинской теории существует особая классификация для детей с проблемами зрения. Она учитывает, способен ребенок видеть пару ярких точек или нет, сколько строк он четко различает в проверочной таблице. Если ребенок не видит 10 строку, 9, 8 и так далее, можно говорить о близорукости.
Классификатор детей с проблемами зрения:
- Слабовидящие – нарушения остроты зрительной функции находятся в пределах 0.05-0.2. Пациенты данной группы нормально воспринимают информацию извне,
- Слепые – развитие зрения остановлено, образного восприятия информации нет, хотя в ряде случаев присутствуют остаточные признаки зрения. Обучение – домашнее либо в заведениях компенсирующего типа,
- Частично слепые – есть возможность формировать образы, различать свет. Диапазон отклонений 0.005-0.4,
- Слепота – зрительные образы полностью отсутствуют. Обучение строго индивидуальное,
- Слепые дети могут быть такими на момент рождения, либо потеря зрения происходит постепенно. Во втором случае зрительная функция перестает развиваться в возрасте 6 лет.
Особенности пациентов
Дети с нарушениями зрения, особенно выраженными, находятся в зависимом положении от педагогов и родителей.
От здоровых деток они тоже сильно отличаются по психологическим реакциям, поведенческим факторам:
- Неправильная координация движений, которая особенно четко проявляется во время активных игр, движения неуверенные, присутствуют «заносы»,
- Жесты, мимические действия сильно ограничены, иногда вообще отсутствуют, хотя в норме быть должны,
- Чрезмерное или замедленное развитие речи (сначала оно обычно медленное, а потом резко ускоряется).
Времени на обследование ребенка с проблемами зрения нужно больше, чем для здорового, поскольку такие пациенты медленно сосредотачиваются, долго обдумывают движения, действия, ищут одобрения поступков. Из-за таких психологических особенностей при значительных нарушениях зрительной функции рекомендовано обучение в специализированных учреждениях.
Диагностика
Окулист при обращении с жалобами на снижение остроты зрительной функции проводит ряд диагностических мероприятий. Основные – внешний осмотр, простые обследования, аппаратная диагностика заболевания. При внешнем осмотре специалист оценивает размеры, строение глаз, смотрит, как ребенок фиксирует предметы, реагирует на свет. Результаты анализа показывают, что ребенок плохо видит свет или, например, не может сфокусироваться в одной точке.
Следующий этап проверки – офтальмоскопия, то есть осмотр глазного дна, оценка степени прозрачности структур глаза. Зрачок расширяется с применением специальных препаратов, которые закапываются за 20 минут до теста. После 3 лет острота зрения определяется по таблицам, при наличии отклонений проводится проверка с помощью линз.
Осмотр на щелевой лампе, биомикроскопия показывают наличие патологий радужки, хрусталика, сосудистых проблем. При необходимости проверяются поля зрения для разных цветовых спектров.
Осложнения нарушений зрения
Главное осложнение проблем со зрением – слепота, частичная либо полная. Не доводите ситуацию до этого состояния, поскольку слепота приводит к инвалидности, оказывает значительное влияние на качество жизни.
Дети со зрительными нарушениями отстают от сверстников, страдают речевыми нарушениями.
Терапия
Схема лечения зависит от того, какие причины вызвали данную патологию. Обращайтесь к врачу при первых тревожных симптомах, чтобы он обследовал ребенка, поставил точный диагноз и дал рекомендации по лечению. Особенно важно это при травмах глаз, попадании химических средств.
Основные особенности лечения:
- При инфекционных поражениях применяется медикаментозная терапия – местная и системная, препараты подбираются индивидуально,
- Травмы – операция, консервативная терапия.
Специалист подберет очки, подскажет, как нужно питаться, откорректировать режим работы и отдыха, стоит ли принимать витамины. При косоглазии назначается ношение наклеек, может потребоваться операция.
Эффективные способы коррекции
Методы лечения зрительных нарушений в детском возрасте:
- Лазерная терапия – не путайте с коррекцией. Способ используется для коррекции всех типов нарушения зрения в детском возрасте,
- Фотостимулирование – световые вспышки воздействуют на нервы глаза, сетчатки, устраняют симптомы амблиопии, дальнозоркости, близорукости,
- Цветовая терапия – эффективна в лечении косоглазия, близорукости, сильного зрительного переутомления. Оттенки – синий, красный, зеленый, сиреневый,
- Магнитотерапия – обработка органов зрения магнитным полем вызывает расширение сосудов сетчатки глаза, понижает давление, запускает активную регенерацию. Оптимальный способ терапии ленивого глаза,
- Электростимуляция – методика терапии косоглазия, близорукости, ленивого глаза.
Профилактика
Основные меры профилактики нарушений зрения у детей:
- Регулярные посещения офтальмолога,
- Отказ от эмоциональных, зрительных перегрузок,
- Прием соответствующих витаминов,
- Правильное питание,
- Чтение в правильной позе, при достаточном освещении,
- Ношение головных уборов, очков от солнца.
Если незначительные ухудшения зрения уже есть, сделайте все возможное для предотвращения их прогрессирования.
Порядок обучения и воспитания детей со зрительными проблемами
В тех ситуациях, когда снижение остроты зрения не значительное, главное правильно и вовремя провести коррекцию – в таком случае к моменту начала сада или школы ситуация нормализуется, и отклонения никак не повлияют на процесс адаптации, обучения.
При значительных отклонениях зрительной функции обучение проводится по специальным программам. Успех процесса во многом зависит от грамотности подхода родителей, их желании найти контакт с ребенком, сделать обучение максимально продуманным, эффективным.
Поскольку у детей со значительными отклонениями зрения от нормы срабатывают компенсаторные механизмы восприятия информации, нужно больше внимания уделять тактильному контакту, слуху. Если вы понимаете, что ребенок плохо воспринимает предметы глазами, описывайте их ему – это поможет правильно познавать мир.
Школу, сад следует выбирать тщательно. Лучше отдавать ребенка в коррекционное учреждение, поскольку тут работают педагоги с соответствующим образованием, четко понимающие, как выстраивать процесс обучения и воспитывать детей с особенностями.
Младший возраст
Время от года до семи – самое сложное с точки зрения обучения, воспитания при наличии серьезных отклонений зрения. Основные жизненные функции активно формируются, усиливаются нагрузки на глаза, и ребенку нужна дополнительная поддержка.
Родители следят за состоянием малыша регулярно проходят плановые осмотры у офтальмолога – их частоту определяет врач. После трехлетнего возраста тесты проводятся с применением различных методик, наиболее часто применяется таблица Орловой с картинками, а не буквами.
Дошкольные учреждения
Дети дошкольного возраста, имеющиеся проблемы со зрением, отличаются от сверстников, их нужно отдавать в специализированный детский сад. Адаптация должна быть достаточно быстрой – воспитатель принимает активное участие в процессе социализации, ускоряя его. Игровая форма позволяет малышу хорошо освоиться в новом месте среди других детей.
До постоянного посещения сада ребенка с родителями приглашают на подготовительные консультации. Эти консультации нужны, чтобы убрать страх перед новым местом, настроить малыша на посещение садика. По возможности посетите несколько учреждений и выберите то, где ребенку развиваться будет проще.
Опытные воспитатели найдут подход к каждому малышу, сделают его пребывание в ДОУ комфортным, будут проводить специальные занятия, рассчитанные на слабовидящих детей. Затем педагоги проанализируют каждого ребенка, определят его сильные, слабые стороны, смогут работать над развитием талантов и решением психологических проблем.
Физическое воспитание при зрительных патологиях
Выраженные проблемы со зрением оказывают негативное влияние на физическую форму, координацию движений, чувство равновесия, выносливость, здоровье, силу. Поэтому физкультура проводится по специальным программам, которые дают детям уверенность в своих движениях, являются эффективными и щадящими одновременно. Рекомендовано использовать кегли, кубики, мячи, скакалки.
Частыми спутниками дефектов зрения являются нарушения осанки, сколиоз, асимметричное расположение разных частей тела. Программа занятий разрабатывается индивидуально с учетом типа, степени нарушений, возраста, состояния здоровья и физических возможностей. В специализированных учреждениях соответствующими вопросами занимаются профессиональные тренера, прошедшие соответствующее обучение.
Заключение
Проблемы со зрением диагностируют у многих современных детей – виной этому негативная наследственность, которая усугубляется повышенными зрительными нагрузками (уроки в школе, телевизор, компьютер), неправильный образ жизни, травмы. Сильная слепота возникает именно на фоне травм – глазных, черепно-мозговых, позвоночника, поэтому относитесь бережно к здоровью.
Нужны регулярные осмотры у офтальмолога – ребенок дошкольного возраста не понимает, что стал видеть не так хорошо, как раньше, и не может это объяснить родителю. Младшие школьники тоже далеко не сразу реагируют на искажение изображений, размытость и другие проблемы. Главная задача родителей – держать руку на пульсе и без промедлений принимать меры, если возникла такая необходимость.
Способ лечения проблем со зрением врач выбирает с учетом возраста, особенностей, степени патологии, характера ее течения, скорости прогрессирования. Лазерную коррекцию в детском возрасте проводят в исключительных случаях, линзы тоже не назначают. Основные методы терапии – ношение очков, аппаратное лечение, гимнастика. Также важна правильная диета, коррекция образа жизни, нормализация режима сна и отдыха, прием витаминов.
Прогнозы зависят от типа нарушения, степени патологии. Ничего не предпринимать при ухудшении зрения нельзя, поскольку это чревато слепотой – частичной либо полной. Детям со значительными отклонениями зрительной функции нужно посещать специализированные детские сады и школы коррекционного типа, в которых работают профильные специалисты и учатся такие же дети. Обычный сад или школа не ускорят адаптацию, а наоборот усложнят ее, возможны насмешки сверстников, замедленная реакция на уроках, неправильное выполнение спортивных упражнений.