Ребенок переживает, что подвел команду: как помочь

Ребенок переживает, что подвел команду: как помочь

Вот уже несколько дней ребенок переживает о страшной ошибке: он подвел команду. Команда проиграла. Некоторые ребята в раздевалке злились на него. Тренер хлопнул дверью, ничего не сказав. Что делать? Как вести себя с ребенком? Как помочь ему в этой ситуации? Обо всем этом — в нашей статье.

Не все так плохо

Во-первых, возрадуйтесь. Все родители мечтают вырастить своих детей честными, порядочными, добрыми и чувственными людьми. В общем, хорошими. Но далеко не всегда ребенок на пути своего взросления сталкивается с ситуацией, где он проявляет такие эмоции, из которых можно сделать однозначный вывод: «Я — хороший родитель. Я все делаю правильно».

Так вот, если ваш ребенок искренне переживает о том, что подвел команду, это значит только одно: вы хороший родитель, вы воспитали умного, чувственного, заботливого, думающего человека. И это прекрасно.

Нет ничего плохого

Подвел команду

Во-вторых, в подобных переживаниях нет ничего плохого. Конечно, есть много нюансов, о которых мы поговорим ниже, но в целом мысли о своем прошлом, себе в прошлом и об отношениях себя прошлого с другими людьми — есть не что иное, как получение опыта. Ведь приобретать опыт можно по-разному. Чаще всего люди делают это бессознательно. Никто, обжегшись горячим молоком, не думает потом вечерами об этом. Обжегся — понял, что в следующий раз нужно подуть — и запомнил на всю жизнь.

Но сознательное получение опыта тоже очень распространено, и переживания являются проявлением этого процесса. Сознательное получение опыта растянуто во времени в связи с тем, что данный опыт намного сложнее и комплекснее, чем «обжигание молоком». В данном опыте участвует много людей, ему предшествуют какие-либо события, он сам состоит из череды событий.

Так, ребенок вспоминает прошлые тренировки, взаимоотношения со сверстниками, с тренером, анализирует свою игру, вспоминает происходящее в раздевалке после игры, взгляды и слова, которые направили в его сторону некоторые люди и так далее. Все эти процессы очень объемны и сложны, и только постепенный их анализ позволит ребенку наконец справиться с этим вопросом и положить на полочку своей памяти коробку с надписью «11 января, подвел команду», и иногда возвращаться к ней в течение всей своей жизни.

Сюрприз из прошлого

Подвел команду

Наверное, вы уже догадались, что это за «коробочка», лежащая в памяти? Совершенно верно: это те самые случаи, которые происходили с нами в детстве и запомнились на всю жизнь. Обычно это что-то очень яркое: сильная обида, геройский поступок, долгожданная победа, случайный позор. Вот, прошло 10, 20, 30 лет с тех пор, мы уже давно выросли, а нет-нет, да и вспомним иногда какой-то стыдный случай из средней школы.

Мы точно знаем, что ничего рационального в таких воспоминаниях нет, так почему мозг так бережно хранит эти воспоминания? Почему не выбросит эту коробку с плохим воспоминанием куда подальше, как сделал это с огромным количеством уроков по алгебре, физике и биологии? Все потому, что это слишком яркое воспоминание, так или иначе повлиявшее на наше формирование как личности.

Ребенок, переживая о том, что подвел команду, находится в процессе формирования такого воспоминания. Это то, о чем он, скорее всего, будет иногда вспоминать всю свою жизнь. И не бойтесь, это не «психологическая травма», это совершенно нормально! Более того, с огромной долей вероятности ребенок скоро забудет о произошедшем (буквально после следующих соревнований) и впервые вспомнит о своей неудачи в далеком будущем, в 20-, 25-, 30-летнем возрасте. Вспомнит, и снова забудет на несколько лет.

Что делать

С механизмами мы разобрались, о будущем поговорили. Перейдем к ситуации «здесь и сейчас». Ребенок переживает. Что делать? Важно помнить про два самых главных совета по воспитанию детей:

  1. Всегда быть на стороне своего ребенка.
  2. Учить ребенка ошибаться и ценить ошибки.

Ни в коем случае нельзя оставаться в стороне. «Попереживает — и забудет», — забудет, конечно, но во сколько психологических ловушек и сколько нелогичных выводов ребенок сделает на пути к этому «забыванию»? Вы должны помочь ребенку пережить случившееся, но только в рамках своих родительских компетенций. Не надоедать ребенку и не приставать к нему с расспросами. Постарайтесь спокойно объяснить, почему случившееся — не провал, не конец света. Что мнение о том, что он «подвел команду» — субъективно. Что если он и сыграл в каком-то моменте не так, как должен был сыграть, то это лишь вопрос опыта и становления его как спортсмена.

Майкл Джордан однажды сказал: «Я промазал больше девяти тысяч бросков за свою карьеру. Проиграл в трехстах матчах. Двадцать шесть раз мне доверяли решающий бросок, и я промахивался. Я терпел неудачи снова и снова. Именно поэтому я добился успеха».

Ребенок должен понять, что единичная ошибка, какой бы серьезной она ни была — всего лишь ошибка в спорте. А ошибаются все, в том числе и самые великие спортсмены. Да, в этот раз команда проиграла, но в следующий раз ребенок точно не совершит подобной ошибки. Это огромный опыт, и это хорошо.

Подводим итог

Вы должны стоять на стороне ребенка, объяснить ему, что случившееся пошло ему на пользу. Благодаря допущенным ошибкам он смог извлечь много опыта. Таким образом, он научился новому, стал опытнее, умнее. И это хорошо!

К прочтению:  Триптофан: незаменимая аминокислота, роль для организма
Оцените статью
Информационный портал о здоровье человека, основные нюансы при выборе продуктов питания после тренировки